6 современных методов воспитания детей в семье

Когда спрашиваешь родителей, какие методы воспитания они предпочитают, как правило, слышишь в ответ: "кнута и пряника". В принципе это, конечно, правильный подход, но мало кто из родителей знает, что эти методы не единственные. А та часть, которая касается кнута, к сожалению, используется гораздо чаще и интенсивнее.

Так какие методы воздействия на ребенка можно выделить?

Первый, который используют все так или иначе — это наказание.

Про телесные наказания сразу забудем, они недопустимы никогда (за исключением моментов угрозы жизни или здоровью самого ребенка или окружающих). Наказания в нашем разговоре — это либо "исправительные работы", либо "лишения любимого дела".

Сразу оговоримся, что все мы люди, а, следовательно, не всегда способны совладать со своими эмоциями и порывами, но следует стремиться к этому и помнить — дети ничего не забывают!

"Без компьютера неделю! ", "Гулять сегодня не пойдешь! " — это уже когда ребенок постарше. Маленьким — угол, "шлепок", лишение сладкого и прочие "прелести" родительского воспитания.

Наказание — как метод воспитания, способ "держать ребенка в узде", не дать ему "сесть на шею" — довольно популярная для споров и написаний книг тема. Являетесь ли вы сторонником наказаний или нет, вы не застрахованы от случаев, когда будет сложно найти иной выход из конфликта с ребенком. А посему всегда надо помнить следующее:

— Всегда соотноситесь с индивидуальностью ребенка. Для одинакового по силе воздействия, на одного достаточно чуть повысить голос, другого наказывать более жестко и систематически.

— Соизмеряйте провинности и наказание. Лишать компьютера на две недели за опоздание с прогулки на 15 минут, все-таки, наверное, слишком.

— Будьте последовательны и объективны.

Т. е. не позволяйте, чтобы ваша реакция на поступок/проступок ребенка зависела от вашего настроения. За одинаковые проступки должна следовать схожая реакция. Приведем пример:

«Сегодня я устал на работе, меня все раздражает, поэтому я тебя накажу. А на следующий день у меня все замечательно — поэтому можно не обратить внимание. Такой подход не принесет необходимого эффекта».

— Один проступок — одно наказание. Хотим обратить внимание на то, что за некоторыми действиями ребенка следуют вполне логичные последствия, от которых он (ребенок) и так страдает. Зачем тогда еще дополнительно его наказывать? Ребенок разбил чашку (случайно) — испугался. Полез потрогать лампочку — обжегся. Забыл выполнить задание — получил в школе двойку. Усугублять состояние ребенка наказанием, когда вы видите, что он расстроен и сам сожалеет о содеянном — это как бить лежачего.

методы воспитания ребенка

Ребенок не только совершает поступки, но и учится отвечать за них. Воспитание ответственности — об этом разговор будет в отдельной статье. Рекомендуем вам подписаться на новости нашего сайта, что не пропустить ее.

— Наказание должно сразу следовать за проступком. И чем младше ребенок, тем меньше должен быть этот промежуток времени. Иначе ребенок не поймет, за что же его наказали. То есть более широко это правило можно сформулировать следующим образом: ребенку должно быть ясно, за что его наказывают.

— Никогда — ни намеренно, ни случайно нельзя наносить вред физическому или психическому здоровью ребенка.

— Не унижайте достоинство ребенка. Это требование связано с предыдущим, но хотелось бы выделить его в отдельный пункт.

Чувство собственного достоинства — это индивидуальная характеристика вашего ребенка, поэтому исходить нужно из нее.

Например, «ходят такие разговоры» о "психологическом садизме", на, который идут в некоторых садиках, отучая ребенка от нежелательного поведения — когда ребенок на глазах у сверстников выполняет что-нибудь отличное от того, что делают его «коллеги» по детскому саду.

Воспитатели управляют детьми через унижение (воспоминания и переживания). И это мерзко. К сожалению, такие методы встречаются и в домашнем воспитании. И их нужно однозначно избегать.

Вам нужно донести до ребенка, что вы недовольны конкретным поступком, но не ребенком в целом! Отрицательно оценивается его поведение в конкретном случае, а не он сам! Он не отвергается как личность, как индивидуальность, но подобные действия недопустимы!

— То, за что ребенок наказан — забыто. Многие родители нарушают это правило, накапливая все провинности ребенка и постоянно напоминая ему о них, тем самым провоцируя его на новые выходки.

Второй метод — поощрение. И здесь "маслом кашу не испортишь".

Хвалить ребенка надо. За поступки, действия, достижения (пусть и незначительные на первый взгляд) — обязательно. Поощрение — это не всегда "пряник", награда. Для ребенка лучшей радости нет, как получить от родителей внимание. Не забывайте показывать, что Вы замечаете, обращаете внимание, одобряете, поддерживаете, радуетесь вместе с ним.

Не допускайте подобных историй. Например, ребенок идет в школу. Родители переживают, радуются, расстраиваются вместе с ним, помогают. Но постепенно жизнь входит в новую колею, сын/дочь оказался вполне способным, учебный материал усваивает хорошо. Оценки — "четверки", "пятерки". Родители успокаиваются. К хорошему быстро привыкаешь, и оно очень быстро и незаметно становится нормой. И зачем тогда обращать внимание на "пятерки" по русскому, если иначе уже и быть не может? Это становится рутинно. Для взрослого. Но не для ребенка. Он не понимает, почему с ним больше не возятся, не уделяют внимание, почему не отмечают его достижения. И начинает учиться хуже. Ура! Ребенок нашел способ привлечь внимание (пускай и негативное, но лучше уж такое, чем ничего).

современные методы воспитания детей

Третий метод — объяснение

Этот метод применим с самого раннего детского возраста и до пубертата, меняется только форма. Образ мышления ребенка развивается от предметно-действенного, предметно-образного к абстрактному. Объясняя малышке, почему чего-то не нужно делать, не стоит прибегать к логике или абстрактным понятиям. Объяснение должно быть доступным, наглядным. Со старшеклассниками же напротив, эффективнее будет обратиться к их способности мыслить логически, делать выводы.

Четвертый метод — "делай как я", делаем вместе.

Это метод собственного примера. Сюда относятся, например, совместные культурные мероприятия, (походы в музеи, театры, цирк), домашние игры, общие хобби, хозяйственные дела.

Продемонстрирую этот метод на примере приучения ребенка к чтению. Очень частый вопрос, который возникает у родителей: "Как приучить ребенка к чтению? ". Самый простой и быстрый способ — через собственный пример и совместное чтение. Объяснять ребенку важность чтения, наказывать его, если не прочитал "от сих до сих" — совершенно бесполезно. Когда он видит, что папа, приходя с работы, устраивается перед телевизором, а мама из всей печатной продукции отдает предпочтение глянцевым журналам, его вряд ли заинтересует книжка (да еще без картинок).


А вот если ребенок видит, что мама с папой сами увлеченно что-то читают, а еще лучше, если можно забраться к маме на коленки и вместе почитать что-то увлекательное. И если это увлекательное имеет продолжение, а пора спать, ребенок с нетерпением будет ждать завтрашнего дня, чтобы узнать, что же случилось дальше, а потом ждать маму с работы, чтобы обсудить с ней книгу. Таким образом "приучать" ребенка к чтению не будет необходимости. Все произойдет, само собой.

современные методы воспитания детей

Пятый метод — более мужской.

Условно назван "грабли". Ребенку предоставляется определенная степень свободы (незаметно контролируемая, конечно, взрослым). Родители допускают возможность наступить на какие-либо "грабли", получить "шишку" и понять для себя, что так делать не стоит. Естественно, речь идет о вещах, не несущих угрозу жизни и здоровью ребенка.

Этот метод, безусловно, полезен. Потому что здесь ребенок не только получает бесценный опыт, но и учится соизмерять степень риска и свои способности, а также учится рассчитывать только на свои силы.

Шестой метод — еще более мужской. Тотальный контроль и рамки со всех сторон.

Не слишком удачный метод, на наш взгляд, не дающий ребенку в полной мере ощутить мир вокруг себя — составить адекватное представление о правилах и запретах. Этот метод для тех, кто любит слово "нельзя". Не останавливаемся подробнее, т. к. будет отдельная статься про "нельзя", и здесь появится ссылка не нее. А чтобы не пропустить статьи подпишитесь на обновления сайта Малышуля.Ру.

Конечно, большинство из вас, прочитав статью до конца, скажет — а вот и не правда, не только "кнутом и пряником" я воспитываю ребенка! Конечно, и мы уверены в этом! Но отдавали ли вы себе отчет, что те действия, слова и реакции, что помимо вашей воли обращаются на ребенка — это тоже воспитание? И каждый взгляд, каждое движение головой ловится ребенком и интерпретируется по-своему, запоминается и кладется в далекую копилку воспоминаний, которые потом станут основой его личности?

Надеемся, теперь вы будете более внимательны к СВОЕМУ поведению, чтобы не навредить развитию своего ребенка и не испортить его поведение.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИ О НЕЙ ДРУЗЬЯМ!
  •  
  •  
  • 2
  •  
  • 4
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.