Синдром гиперактивности у детей. Развенчиваем мифы

Понятие «гиперактивность» сейчас настолько распространено, что его употребляют относительно обычных подвижных детей. Однако активность и непослушание сами по себе являются нормальными явлениями, их нельзя путать с настоящей болезнью. Цена ошибки велика: неправильно подобранная методика воспитания нарушает социальную адаптацию ребенка, мешает учебе и реализации личности. Поэтому пришло время разобраться с самыми распространенными мифами вокруг гиперактивности!гиперактивность у детей

Мифы о гиперактивности
Миф № 1: синдром гиперактивности — выдумка
Уже более века психиатры и педагоги изучают это явление. На сегодня оно официально зафиксировано в Международной классификации болезней № 10 под кодом F90.0. В медицинской и педагогической литературе можно встретить несколько переводов и аббревиатур: СПАУ (синдром нарушения активности и внимания), ГРГУ (гиперактивное расстройство и дефицит внимания) или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность).
Поэтому СПАУ — не выдумка, а самый настоящий синдром, подтвержденный независимыми многолетними опытами ученых из многих стран. Физиологические причины синдрома — это недостаточная развитость коры лобных долей мозга и нарушение баланса нейротрансмиттеров (химические вещества, отвечающие за правильное функционирование нервной системы). Конечно, такие нарушения требуют лечения и коррекционных педагогических решений.
Миф № 2: СПАУ очень распространен
К сожалению, когда существование синдрома было доказано, появилось новое искажение — чрезмерно частое диагностирование от неспециалистов или недостаточно компетентных лиц. Однако СПАУ встречается примерно у 5 % детей. Так, если ребенок невнимателен на уроке или не хочет долгое время сидеть на одном месте, то это еще не диагноз. Требуется детальное медицинское обследование и заключение от нескольких специалистов, желательно знакомых между собой.
Основные проявления СПАУ:
Дефицит активного внимания в любом месте — дома, в школе на всех уроках, на прогулке. Активным является внимание, которое человек концентрирует по собственной воле, например, для решения задачи по математике, приучения к горшку на начальном этапе. Чтобы просматривать мультфильм, активное внимание прилагать не стоит, поэтому дети с СПАУ могут просматривать телепередачи часами — и это не показатель сосредоточенности.
Импульсивность — когда ребенок внезапно и некстати вмешивается в разговоры, чрезмерно эмоционально реагирует на помехи или запреты, делает что-то нецелесообразно и не может объяснить, почему именно. Поступки сопровождает неспособность оценить последствия своих действий.
Чрезмерная моторная активность — это непрерывная подвижность, бросание камнями, толкание других детей. Быстрая речь с глотанием слов также является настораживающим признаком.
Если вы заметили какие-либо из этих симптомов в течение полугода и больше, то это повод обратиться к детскому психологу. Заметим, что СПАУ чаще диагностируют у парней, но опыты немецких ученых проявляют, что такая тенденция может быть влиянием гендерных стереотипов.
Обратите внимание: достоверно диагностировать СПАУ можно, только начиная с младшего школьного возраста, то есть не раньше 6-7 лет!
Миф № 3: это просто плохое воспитание, с такими детьми нужна строгость
Причины возникновения СПАУ — это противоречивая тема. В перечне есть и неправильное питание и токсичные вещества во время беременности, которые повлияли на формирование плода, и материнские стрессы и психологические травмы, нервная атмосфера в семье. Одно можно сказать наверняка: СПАУ не является плохим воспитанием.
Как свидетельствует американский психолог Росс В. Грин, гиперактивные дети прекрасно понимают, что хорошо и что плохо, и они также страдают от своих эмоциональных всплесков. Но они просто не способны вести себя иначе: кора лобных долей мозга развита недостаточно. Дополнительное мотивирование не действует на них, и не удивительно. Ни обещания купить что-то ценное за хорошее поведение, ни угрозы сурового наказания не научат ребенка самоконтролю.
Противоположность строгости мысль «он болен, поэтому ему нужно все прощать». Нет, требования к детям со СПАУ такие же, потому что их интеллектуальный уровень не ниже, чем у других детей. Отличаются способы достижения, т. е. тактика воспитания.

гиперактивность у детей

Миф № 4: гиперактивность — это временное явление, с годами проходит
К сожалению, гиперактивность может «пройти» со временем только тогда, если ее не было. Навыки активного внимания, умения ждать и упорно работать, эмоциональный самоконтроль не появятся ниоткуда. Взрослые с диагнозом СПАУ испытывают те же трудности, но помноженные на взрослую ответственность.
Детям с гиперактивностью трудно поддерживать дружбу, и, конечно же, учиться, поэтому они не могут гармонично существовать в социуме. И это очень плохо, потому что такие дети довольно часто очень одаренные! Но для успешного развития им нужны профессиональная психологически-педагогическая помощь и лечение.
Напоследок заметим, что сугубо медикаментозное лечение гиперактивности результатов не имеет, это лишь временный способ облегчить симптомы. Прежде всего требуется коррекционное воспитание с учетом особенностей детей с СПАУ.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИ О НЕЙ ДРУЗЬЯМ!
  •  
  •  
  • 4
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.